Многие, вероятно, задавали себе этот вопрос в какой-то момент, увидев аббревиатуру ESP в списке «функций» автомобиля Что такое ESP и почему она играет такую важную роль? Некоторые более опытные водители имеют лишь небольшое представление о том, что такое система и зачем она нужна, но если копнуть немного глубже, то можно обнаружить, что эти знания поверхностны и содержат множество неточностей.
Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы и полностью ответить на вопрос о том, что такое ЭСП.
Электронная система стабилизации или ESP — это электронная система курсовой устойчивости. В принципе, название системы может меняться, в зависимости от производителя, на ESC (Electronic Stability Control) или DSC (Dynamic Stability Control). Эта система относится к системам активной безопасности автомобиля и является более совершенным преемником системы, предотвращающей блокировку колес при торможении, которую мы все знаем как ABS.
Немного истории…
Антиблокировочная система тормозов послужила толчком к развитию систем активной безопасности в автомобилях. Как вы понимаете, это ABS, которая предотвращала блокировку тормозов при торможении и заботилась о том, чтобы автомобиль не ушел в «занос». Она позволяла и до сих пор позволяет водителям более эффективно тормозить, не теряя контроля над автомобилем. Однако время шло, прогресс продолжался, инженеры взвесили все плюсы и минусы ABS и пришли к выводу, что простого разблокирования тормозов недостаточно, чтобы предотвратить занос автомобиля или потерю контроля над управлением. После всех этих исследований и разработок ученые и инженеры решили расширить функциональность ABS, добавив к ней еще одну возможность — контроль тяги и способность подтормаживать колеса, необходимые для стабилизации автомобиля, чтобы он двигался только по заданному пути.
Основная работа по реализации идеи системы, более эффективной, чем ABS, началась в конце 1990-х годов одновременно в нескольких частях мира. В Европе его преследовали BMW и Mercedes-Benz, а в Азии — Mitsubishi. Наибольшего успеха добилась Германия — Mercedes-Benz и другая известная компания (Bosch) продемонстрировали первый прототип будущей системы курсовой устойчивости еще в 1992 году. К этому времени система уже прошла всесторонние испытания на автомобилях различных марок. Не было никакой спешки с запуском его в производство, немцы были дотошны и педантичны в проверке «каждого винтика», чтобы он работал во время производства. К сожалению, это не давало 100% гарантии того, что автомобиль не сорвется в занос при прохождении поворотов. Только в 1995 году, когда ESP была практически доведена до совершенства, руководство компании разрешило установить систему контроля курсовой устойчивости на несколько серийных автомобилей.
Первым автомобилем, которому выпала честь стать первым автомобилем с ESP, был городской компактный хэтчбек Mercedes A-Class. Многие зададутся вопросом, почему был выбран именно этот жалкий на вид автомобиль? И ответить на этот вопрос довольно сложно, я бы даже сказал, дело в том, что этот компактный хэтчбек не оправдал всех ожиданий и оказался практически «одним колесом на помойке» из-за обнаруженной склонности к переворотам при прохождении поворотов. Учитывая это и желая спасти ситуацию и доброе имя марки Mercedes-Benz, инженеры предприняли неожиданный ход: вместо того, чтобы снять «автомобиль» с конвейера, они установили на него недавно разработанную систему курсовой устойчивости. Такое рискованное решение позволило решить сразу несколько проблем. Компания спасла свою репутацию и убытки, которые она понесла бы, если бы хэтчбек был снят с производства, решила проблему опрокидывания, Mercedes-Benz наконец-то испытал систему ESP на собственном серийном автомобиле и в то же время заработал право быть первой компанией в мире, разработавшей автомобиль с системой активного удержания на дороге ESP. Помимо всего прочего, Mercedes пользуется всемирным признанием, а его автомобили стали синонимом безопасности, надежности и самых современных технологий.
Из чего состоит система ESP
ESP состоит из ряда датчиков, составляющих всю систему, они расположены на передней и задней осях автомобиля и на рулевом механизме, что позволяет им контролировать положение автомобиля на дороге и положение рулевого колеса. ESP также оснащена акселерометром, который определяет положение автомобиля на дороге при прохождении поворотов. ESP основана на принципе сотрудничества с системами ABS и контроля тяги, а их слаженное взаимодействие обеспечивает безопасность автомобиля и всех пассажиров.
Устройство системы курсовой устойчивости
ESP активируется в двух ситуациях — при избыточной или недостаточной поворачиваемости автомобиля. В каждой ситуации система анализирует информацию от датчиков и акселерометра, что занимает около 20 миллисекунд, и решает, какое колесо необходимо затормозить, чтобы следовать по правильному, безопасному пути.
В дополнение к торможению ESP также снижает обороты двигателя, чтобы водитель мог вернуться на правильную траекторию после того, как автомобиль перевернулся. Если при входе в поворот автомобиль заносит, и передние колеса уводятся наружу, ESP задействует задние тормоза, чтобы затормозить колесо на внутреннем радиусе поворота. Эта манипуляция помогает компенсировать отклонение передней части автомобиля в сторону.
Если при вхождении в поворот автомобиль не справляется с управлением, он пробуксовывает, т.е. задние колеса выходят из зацепления. В этой ситуации система курсовой устойчивости активирует передние тормоза и притормаживает колесо, движущееся по внешнему радиусу поворота.
Кроме того, ESP предотвращает аварии, в которых одновременно задействованы четыре колеса, например, при движении по обледенелой поверхности, в этом случае ESP определяет, какие колеса необходимо затормозить, чтобы выровнять автомобиль.
Сегодня ESP устанавливается на большинство автомобилей в мире. Многие страны, такие как США, Израиль, Канада и ЕС, ввели законодательство, обязывающее устанавливать эту систему на все автомобили, поступающие в производство.